(29 апреля 2016) Одним из самых старых сооружений, расположенных на территории города Махачкалы, является Махачкалинский маяк, которому исполняется 150 лет.
Как рассказывают в Республиканском центре охраны памятников истории, культуры и архитектуры министерства культуры Дагестана, в 1821 году для защиты от персов и закрепления владений России в районе нынешнего Дагестана было сооружено укрепление, преобразованное в 1857 году в город и порт Петровск.
Из «Гидрографического описания Каспийского моря», изданного в 1877 году: «В отношении торговли и мо¬реплавания Петровск имеет очень важное значение, так как через него идут все грузы, отправляемые из России водным путем через Астра¬хань на Кавказ и обратно. Сверх того, Петровск играет немаловажную роль и в военно-административном отношении, так как он служит мес¬том высадки войск, перевозимых из России по железной дороге и на¬значаемых для укомплектования закаспийской области; в Петровске же сосредоточиваются все войска из закаспийского края, предназнача¬емые к отправлению в Россию. Наконец, к этому же порту доставляется провиант для кавказской армии, отправляемый из России на судах всех обществ через Астрахань по Каспийскому морю».
Такой важный порт не мог оставаться без надежного навигационного оборудования. В 1866 году на горе Анжи -Арка был построен тот самый маяк, который мы можем видеть и сегодня. В тот же год он начал дей¬ствовать. Установленный непосредственно в гавани, маяк представлял собой каменную восьмиугольную башню высотой 27 метров от основания, связанную с домом. Диоптрический светооптический аппарат 3-го раз¬ряда светил постоянным белым огнем, обеспечивая дальность видимо¬сти до 15 миль.
На два зимних месяца – с 15 декабря по 15 февраля – маяк прекра¬щал регулярное освещение и включался только в дни прибытия и от¬плытия почтовых пароходов и когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года в связи с увеличением интенсивности су¬доходства в районе Петровска, что было вызвано увеличением вывоза нефтепродуктов из города по железной дороге, маяк стал светить круг¬лый год.
Город быстро рос, и к концу XIX века огонь маяка стал теряться на фоне городских огней. Чтобы как-то выделить его, в 1895 году во вто¬ром сверху окне башни установили дополнительный огонь. Одновре¬менно он ограждал мореплавателей от мелей и банок, лежащих к северо-западу от южного мола порта. Для лучшей видимости в дневное время башню перекрасили. Крас¬ный цвет ее заменили на белый с красными горизонтальными полоса¬ми, что хорошо выделяло ее на сером фоне гор летом и на белом фоне, когда горы покрывались снегом.
Во время Гражданской войны в Петровске базировалась флотилия белогвардейских кораблей. После того как в апреле 1920 года город был освобожден, в него перебазировались основные силы Волжско-Каспийской флотилии Красного флота. Маяк, обеспечивая действие ее кораблей, работал практически без сбоев, несмотря на трудности с ке¬росином для осветительного аппарата и нехватку квалифицированно¬го обслуживающего персонала.
В годы Великой Отечественной войны через Махачкалу (город пере¬именован в 1922 году в честь Махача Дахадаева – одного из руководи¬телей борьбы за советскую власть в Дагестане) транспортировались нефть и нефтепродукты, которые доставлялись сюда судами из Баку, а осенью 1942 года перебрасывались войска из Астрахани в помощь За-кавказскому фронту. Для маячников обеспечение безопасности и на¬дежности этих перевозок было боевой задачей. Когда маяк по соображениям маскировки выключался, обеспечение перевозок осу¬ществлял манипуляторный отряд под командованием старшего лейте¬нанта М.Теплинского. Манипуляторные пункты были упразднены в Махачкалинском порту в мае 1944 года и маяк вновь встал на непрерывную мирную вахту, которую несет и по сей день, освещая пространство белым проблесковым огнем на 24 мили.
Источник: http://www.riadagestan.ru/