(19 февраля 2021) Заседание круглого стола на тему «Сохранение языкового многообразия народов Дагестана как приоритетная задача государственной национальной политики в республике» прошло в преддверии Международного дня родного языка на площадке Центра этнической культуры.
Открывая заседание, врио министра по национальной политике и делам религий РД Энрик Муслимов отметил, что, согласно статистике, каждые две недели в мире исчезает один язык.
«Язык жив тогда, когда на нем говорит хотя бы один человек. И интерес к сегодняшнему мероприятию такой широкой аудитории: представителей общественной палаты, экспертов, молодых людей, просто энтузиастов, которые любят свой язык, внушает уверенность в том, что наши языки не погибнут», – подчеркнул он.
Муслимов заметил также, что Дагестан уникален своей многонациональностью и многоязычием.
«Главной задачей каждого дагестанца сегодня должно стать сохранение и преумножение этого богатства», – заявил врио министра.
В свою очередь председатель Совета при Главе РД по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Совета регионального отделения Ассамблеи народов России Зикрула Ильясов сказал о важности и приоритетности проведения государственной языковой политики, направленной на поддержку всех языков Дагестана.
По его словам, критически нужно рассматривать деятельность и властных структур, и общественных организаций, и профильных институтов, и образовательных учреждений. Было отмечено, что, например, из трех тысяч зарегистрированных общественных организаций нет ни одной, которая бы обозначала приоритетными для своей деятельности задачи по развитию и сохранению родных языков.
Заведующий отделом грамматических исследований Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов обратил внимание собравшихся на то, что языки все же нужно прежде всего не сохранять, а развивать, функционально загружать:
«Чтобы развиваться, язык должен иметь государственный статус, на нем должно вестись делопроизводство, он должен работать»
По словам эксперта, на национальных языках должно вестись обучение, составляться документы.
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Магомедхан Магомедханов акцентировал внимание на необходимости создания языковой среды для общения всех желающих; отказа от использования таких понятий, как «этнические меньшинства», «языки малочисленных народов», так как они дискриминируют и унижают достоинство народов Дагестана, которые по сути своей всегда были равноправны.
Директор Центра изучения родных языков ДГУ Марина Гасанова рассказала о том, какая работа по развитию дагестанских языков ведется в руководимой ею организации. Она отметила, что за 5 лет существования центром издано 23 книги на языках народов Дагестана, в том числе 16 из них при финансовой поддержке Миннаца РД.
С презентацией проекта «Аудиокниги на родных языках» выступила получатель гранта Миннаца РД Марина Ибрагимова. Она представила вниманию собравшихся записи более 50 аудиокниг – повестей, поэм, романов, рассказов дагестанских классиков – на титульных языках Дагестана. Все они размещены в открытом доступе на сайте.
В обсуждении также участвовали профессор кафедры педагогики ДГПУ Шайдабег Мирзоев, доктор педагогических наук, профессор ДГУ Магомед Рамазанов, редактор газеты «Литературный Дагестан» Мурад Ахмедов, вице-президент Фонда Расула Гамзатова Габибат Азизова, председатель Союза журналистов РД Али Камалов, председатель Дагестанской региональной общественной организации по развитию и традиций «Уздени Дагестана» Керимхан Умаханов и др.
Участники круглого стола обсудили также вопросы внесения законодательных инициатив, направленных на поддержку, сохранение и развитие всех языков Дагестана; создание специальных экспертных советов по сохранению и развитию титульных национальных языков республики; увеличения часов обучения родным языкам в школах; повышение качества преподавания предметов «Родной язык», «Дагестанская литература», «География Дагестана», «История Дагестана»; популяризацию интереса к изучению родных языков у молодежи и повышение ответственности родителей за организацию языковой среды в семье и в быту.