(29 января 2016) В Галерее Дома Поэзии прошло открытие персональной выставки Тимура Мусаева – Кагана. Директор Дома Поэзии Елена Гарунова, открывая вернисаж, заметила, что для Дома Поэзии очень символично было начать год именно с такой экспозиции.
— Тимура Мусаева мы знаем с его самых первых работ, и с тех пор как он уехал в северную столицу страны всем нам очень не хватает его творчества. Эти работы – какой-то совершенно новый этап в его работе, возникший, видимо, под воздействием Петербурга. Здорово, что эта выставка открывается именно у нас. Дом Поэзии – это бывшая библиотека, в которой многие прочитали впервые «Собачье сердце» и многое другое. Говорят, что есть места намоленные, а это место – начитанное. С 1934 года много поколений дагестанцев приходили сюда. И я надеюсь, что хорошая аура этого места будет привлекать сюда махачкалинцев!
Булгаковед, доцент кафедры русской литературы ДГУ Муса Гаджиев считает принципиально важным то, что слово – это полноценная составляющая открывшейся выставки:
— Мне кажется, что эти тексты напечатанные на кругах — самодостаточная и столь же важная часть. Это не только сопровождающие подписи к изобразительному ряду. Сам выбор объекта – не просто некий булгаковский текст «Собачье сердце, а экранизация — это совершенно в Кагановском духе. Повесть «Собачье сердце» благодаря школьному прочтению обрела некий якобы прочитанный текст – выхолощенный и разложенный по полочкам – вот вам антисоветский герой, вот другой. А Тимур предлагает нам попытку прорваться к исходному, даже не столько к тексту, сколько к, очень важному для Булгакова, архетипическому ряду. Скажу как булгаковед, тут есть замечательные находки.
Кандидат искусствоведения Наталья Мусаеву оценила представленный художественный проект с точки зрения культурологии:
— Культура говорит на многих языках – в том числе на вербальном, изобразительном, кинематографическом. Сегодня мы увидели как эти языки сомкнулись и родили что –то новое. Я в первый раз вижу такую выставку, хотя с точки зрения узнаваемости она ничего нового не несет, потому что это образы кинематографические. На мой взгляд, более ценны тексты, которые целиком принадлежат Тимуру Мусаеву и которые являют факт его осмысления этих глубинных архетипических символов. Они в нас, потому что мы все вышли из СССР, мы все это культовой кино знаем и будем до гробовой доски этими архетипами питаться. Я думаю, что они породят еще не одну подобную выставку. Поэтому все эти шариковы, борментали и преображенские среди нас.
Автор этого художественного проекта Тимур Мусаев – Каган считает фильм Бортко «Собачье сердце» очень важным для России, поскольку он породил много смысловых линий и мемов, вырванных из контекста:
— Этот проект рождался в течение двух лет. В экспозицию не вошло 10 работ, так как предполагался другой зал. Но это место удивительным образом оказалось приспособленным для этого проекта по цвету и стилистическим коннотациям. Проект появился в результате того, что я очень люблю этот фильм. Он о переходном времени и в нем можно увидеть массу отсылок к тому, что мы видим сейчас. Экранизация экранизации – это мое переосмысление трактовки первоисточника. Техника простая. Я думал о том, чтобы сделать работы лишенными излишней художественности. Просто брал раскадровки и работал с ними. Авторские тексты к кадрам не привязаны. Галерея Дома Поэзии оказалось местом на 100% попадающим. Масса коннотаций связывают с ним мой проект — с тем как оно выглядит, с его топографией. Оно его замыкает. Спасибо всем, кто откликнулся и помог мне провести эту выставку!
Источник: http://minkultrd.ru