(30 октября 2015) Каждый раз, приходя в театр, мы словно попадаем в совершенно другой мир – ожидаем чуда, открытий, новых незабываемых ощущений и переживаний.
Как правило, эти надежды оправдываются, — ведь на сцене театра, словно под увеличительным стеклом, предстают чувства, эмоции, характерные черты, позволяющие разглядеть и понять нас самих, погрузиться в магическую и загадочную атмосферу мира перевоплощений. Эти долгожданные встречи становятся необходимыми как глоток свежего воздуха, как ощущение полета, отрыва от реальности – и именно за это мы любим его, театр… В Дагестане – как ни в одном другом регионе России – успешно функционируют 12 государственных театров, каждый из которых бережно хранит и передает будущим поколениям историю, культуру богатейшего многонационального театрального искусства республики.
Совсем скоро – 13 ноября перед зрителем в 90-й раз торжественно поднимется театральный занавес одного из самых старейших театров Дагестана – Государственного Республиканского Русского драматического театра им. М. Горького.
Первый профессиональный театр республики, ведущий свою историю с октября 1925 года, стал фундаментом для создания национальных театров республики: одновременно с созданием театра при нем была создана драматическая студия. Сегодня, накануне своего 90-летия, Театр продолжает активно осваивать новый репертуар, смело реализуя новые творческие идеи, принимая участие в российских и международных фестивалях театрального искусства. По инициативе и непосредственном участии художественного руководителя театра, Заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова в Махачкале с 2007 года проводится Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, создающий предпосылки для формирования благоприятного культурного фона в республике и за ее пределами. В преддверии открытия юбилейного сезона мы побеседовали с директором Театра Тимуром Магомедовым:
— Как ощущает себя Театр в столь солидном возрасте – ведь, в сущности, он, как живой и развивающийся организм, имеет свою уникальную биографию. Сколько прожито, сыграно, сказано… И в 90 лет, он, как и человек, тщательно готовится к встрече со своим зрителем, шьет костюмы, прихорашивается. Какие встречи он готовит в новом театральном сезоне?
— По сути 90 лет — еще не юбилей, но дата все же круглая, и мы решили отметить ее: в подарок дагестанскому зрителю подготовлена премьера — новая постановка по пьесе драматурга Шапи Казиева «Бестужев-Марлинский». Думаю, что каждый дагестанец, уважающий свою историю и культуру, захочет посетить в этот вечер театр и прикоснуться к высокому искусству. И, надеюсь, получит незабываемые впечатления от просмотра.
— Как удалось осуществить задуманное – поставить новый спектакль к открытию сезона?
— Это большая удача: спектакль бюджетный, и благодаря поддержке министерства культуры РД и совместным усилиям творческой группы мы подготовили эту постановку. Над ней работали режиссер – художественный руководитель Русского драмтеатра С. Тулпаров, музыкальное сопровождение – Анастасия Ильгова, художник – Борис Голодницкий. Кстати, инновационный подход и большой опыт работы в столичных театрах художника, принимающего участие в наиболее масштабных для театра проектах, весьма интересны для постановок на дагестанской сцене.
— В чем отличие – или преимущество — спектаклей дагестанского театра в сравнении с другими современными российскими постановками, на Ваш взгляд?
— Думаю, одно из несомненных достижений – то, что художественное руководство Русского театра в Дагестане стремится сохранить классику, развивая и внедряя новые, инновационные формы работы в театре. Это творческое сотрудничество художников, балетмейстеров, режиссеров, этот баланс и умелая репертуарная политика театра – одно из несомненных наших достижений. Ведь театр – это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и т.д. Эта особенность дагестанского театра – классическое актерское исполнение – была отмечена и коллегами на недавно прошедших обменных гастролях в Саратове, которые состоялись в рамках целевой программы Министерства культуры России. Отрадно отметить, что мы сохранили то, что в других театрах утрачено, а именно — классическую школу театра. Что особенно ценно сегодня, когда всюду доминируют современные технологии, театр превращается в некое подобие фильма…
— Непреходящая ценность классики – в музыке, живописи, искусстве…
— Это однозначное достижение нашего театра, потому что за счет умелой политики худрука театра, выпускника театрального института им. Б. Щукина совершается активный процесс совмещения классики и современности, основ классической школы и новых технологий. Это очень важно, на мой взгляд.
— Чем театр гордится сегодня – какие постановки пользуются успехом у зрительской аудитории?
— Мы по праву гордимся своим прекрасным репертуаром – в 2015 год мы поставили пьесу современного израильского автора Иддо Нетаньяху «Хэппи энд». Это история о любви к Родине и любви к Женщине, о Счастье и Предательстве, о Ненависти и Прощении, о памяти по погибшим в войнах. Этот спектакль – предостережение, призыв остановить все войны на земле. Эта тема актуальна особенно в наши дни, когда происходят боевые действия на Украине и в Сирии… Еще одна работа – «Ребенок напрокат» Жана Летраза режиссера-постановщика Алексея Козлова: в этой комедии в 2-х действиях гармонично сочетались лучшие черты музыкального водевиля – думаю, ее интересно смотреть дагестанскому зрителю. По сути, это настоящая находка, ведь за долгие годы мы отошли от постановок, когда зритель, приходит на спектакль, может совершенно отрешиться от каждодневных забот, от окружающего мира. Ведь своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей. Для это мы и работаем.
— Какие еще сюрпризы готовятся к открытию сезона?
— В рамках празднования мы планируем оформить фойе театра фотопортретами актеров Театра разных периодов, представляя зрителю их умение мастерски перевоплощаться, выражая разные эмоции в создаваемых образах. Еще в планах – выпуск юбилейного буклета об уникальной и богатой истории Русского театра Дагестана. Думаю, зритель, войдя к нам в новом 90-м театральном сезоне, войдет в новый театр. Внутреннее убранство театра должно соответствовать высокому предназначению дома искусства – к этому сезону мы обновили шторы, создавая интерьер для новых приятных встреч самым верным зрителям театра. И для тех, кто придет к нам впервые.
— Тимур Гаджиевич, вы работаете не первый год – как Вы оцениваете актерский потенциал театра?
— Та труппа, которая была лет 10 назад – ее уже нет. К сожалению, в Дагестане сегодня не хватает высокопрофессиональных актеров. Мы сталкиваемся с тем, что зачастую новое поколение актеров, сегодня пришедших в труппу, не имеет основ необходимых знаний: нашим режиссерам приходится не репетиции проводить, а давать уроки актерского мастерства.
— В чем, по-Вашему, проблема – нет педагогов?
— Педагоги как есть, думаю, проблема в том, что сегодня сама профессия актера — не престижна. На мой взгляд, все дело в отсутствии во многих случаях внутренней мотивации у человека. Из-за недобора на факультете актерского мастерства приходится работать с теми, кто есть. Выход? Есть — здесь нужна серьезная поддержка на государственном уровне – социальные гарантии, перспективы для молодых работников.
Это не значит, что сегодня театрам уделяют недостаточно внимания – театры работали и ставили постановки и в сложнейшие 90-е годы. Самые стойкие оставались верны выбранному служению искусству, ведь актер – это профессия души. А сегодняшняя молодежь ориентирована на новые ценности, у них другое мировоззрение – проблема в том, что материальное положение у молодого поколения на первом плане, а театр – на втором.
— Как решается кадровый вопрос?
— В этом году мы отправили 12 студентов на обучение в Москву. Надеемся, что через пять лет из этого числа хотя бы 3-4 актера пополнят труппу нашего театра. Думаю, это существенное достижение для дагестанского театра. В будущем планируются такие же «десанты» и в другие ведущие российские театральные вузы.
Одна из форм обновления, обогащения актерского состава труппы – в поиске и приглашении руководством театра актеров из других российских театров, и такая работа проводится ежегодно.
— Сегодняшний зритель – каков он, на Ваш взгляд?
— Думаю, он стал намного воспитаннее, интеллигентнее, и это радует. Своим поведением молодые люди демонстрируют понимание, где и зачем они находятся. Театр – он открыт для всех возрастов, но мы просто не имеем права оставлять без внимания молодое поколение. Что мы посеем – то и пожнем. Мы постоянно находимся в активном поиске новых форм работы – особенно с молодым поколением – предлагаем экскурсии по театру, проводим открытые беседы с актерами, с молодыми зрителями мы посещаем открытые уроки – просветительская работа ведется постоянно.
В новом театральном сезоне мы планируем выезжать в районы, у нас есть транспорт, комфортабельный автобус. Культуру нужно воспитывать дома, а дом – то место, где человек живет. Если мы не будем выезжать в села и горные районы, проповедовать высокое искусство театра, вырастет новое поколение, незнакомое с театром, невоспитанное в его традициях и не приемлющее этот вид искусства. Именно они, молодые зрители – полноправные и важнейшие соавторы любого произведения, именно их восприятие корректирует и трансформирует каждое театральное представление. Это – серьезная совместная творческая работа, основа художественного решения и успех нашей будущей деятельности. И мы будем работать в этом направлении.
Источник:http://minkultrd.ru/