(26 апреля 2015) Насколько актуально появление нового федерального органа, корреспондентам журнала «Наш дом Татарстан» рассказал Рамазан Абдулатипов, Глава Республики Дагестан, Почетный председатель Ассамблеи народов России.
31 марта Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о создании нового государственного органа, который займется выработкой основ национальной политики и разрешением межнациональных конфликтов, — Федерального агентства по делам национальностей. Насколько актуально создание нового агентства? Будут ли распространены его функции на региональный и муниципальный уровни? Указом предусмотрено, что агентство будет проводить мониторинг межконфессиональных отношений. Означает ли это, что новое ведомство займется и вопросами межконфессиональных отношений? Для ответа на эти и другие актуальные вопросы, связанные с работой созданного госоргана, журнал «Наш дом — Татарстан» обратился к ведущим специалистам по теории и практике межнациональных отношений.
Рамазан АБДУЛАТИПОВ, Глава Республики Дагестан, Почетный председатель Ассамблеи народов России:
— Президент Российской Федерации Владимир Путин, начиная с Указа от 7 мая 2012 года, осуществляет последовательные шаги в сфере национальной политики: им был создан Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, разработана и утверждена Стратегия государственной национальной политики, Правительством Российской Федерации реализуется программа по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России. Закономерным итогом этой работы стало создание специального органа исполнительной власти — Федерального агентства по делам национальностей. Таким образом, созданы необходимая научно-методическая и правовая база для успешной работы в сфере национальной политики и структура для организации практической работы в сфере национальных отношений.
Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И вопросы обустройства ее народов, их самочувствия и перспектив развития всегда были коренными и наиболее существенными для нашей страны. Наличие потенциальной межнациональной напряженности и конфликтов в центре и на местах не позволяло в полной мере осуществлять защиту прав и свобод россиян на всей территории Российской Федерации. А это снижало уровень легитимности власти, способствовало подрыву веры в нее людей. Ведь Россия — это не только федерация территорий, но и федерация самобытных народов, этносов, которые столетиями обустраиваются в российском государстве вместе с русским народом. Общую судьбу, общую историю, схожесть духовной культуры и многих жизненных ориентаций наших народов нельзя ставить под сомнение. При этом надо учитывать всю сложность развития процесса формирования как наций-этносов, так и нации-государства на современном этапе российского общества. Поэтому в новых исторических условиях важно было понять характер, содержание национального вопроса, а значит, и особенности национальной политики.
Статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» показывает, что Россия — уникальная страна с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. И глубоко проанализировав этот опыт, лидер страны указал пути использования наших традиций и достижений. Следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая дух народа в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самобытное развитие и единство, объединяя усилия в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это требует постоянного и конструктивного диалога между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.
По поручению Президента Российской Федерации Совет по национальным отношениям разработал Стратегию государственной национальной политики. Для ее реализации была необходима специальная федеральная структура. Проблемы, связанные с реализацией национальной политики в Российской Федерации, в прошлом были сосредоточены в 21 ведомстве — такая распыленность указанных функций не давала должного эффекта. Поэтому трудно переоценить роль и значение Указа Президента России В.В. Путина «О Федеральном агентстве по делам национальностей», подписанного им в марте текущего года.
Отвечая на вопрос о том, будут ли распространены функции агентства на региональный и муниципальный уровни, скажу, что на указанных уровнях функции агентства будут реализовываться в плане оказания серьезной, научно обоснованной методической помощи и координации усилий органов власти и местного самоуправления по реализации национальной политики, в том числе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Об этом ясно сказано в положении о Федеральном агентстве по делам национальностей. Важную работу предстоит выполнить агентству по разработке объективных критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике национального и религиозного экстремизма. Не менее важной будет деятельность агентства по оказанию методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечении межнационального согласия, поскольку каждый субъект России имеет свою специфику проведения национальной политики. В Дагестане мы давно убеждены в том, что на дружбе народов держится мир и республика как часть великой российской державы держится на дружбе народов и единстве России. Это наша политика, наша культура.
Большой опыт накоплен и Республикой Татарстан. Председатель Госсовета РТ, руководитель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин познакомил нас с огромной работой Дома дружбы народов Татарстана, когда в последний раз мы были в Казани. Празднуя 70-летие Великой Победы, мы убеждаемся, что именно дружба и единство советского народа были важными факторами нашей общей победы над врагом. И сегодня мы должны действовать как единая нация, сплотившись вокруг своего национального лидера Владимира Путина во имя общих побед, во имя достоинства, благополучия и перспектив нашего Отечества, граждан Российской Федерации всех национальностей.
Указом предусмотрен мониторинг Агентства межконфессиональных отношений. Многие задаются вопросом, означает ли это, что агентство будет заниматься вопросами межконфессиональных отношений? Отвечу так: религиозная принадлежность людей в прошлом была важным фактором общественной жизни, такой она остается и в современном мире. От степени конструктивности межконфессионального диалога зависит стабильность в каждом из субъектов России, для которых характерно разнообразие конфессий и этнических групп. Согласие между конфессиями — необходимое условие для сохранения мира и для самого комфортного существования народов России. Исходя из этого, важно, чтобы федеральное агентство отслеживало ситуацию, неустанно проводило мониторинг состояния дел в этой части, разрабатывало меры разумной, исторически обусловленной поддержки гармоничного конфессионального баланса. Многообразие этнонационального и конфессионального бытия народов нашей страны подкрепляется огромным опытом межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традициями соблюдения интересов всех народов России. Необходимо, чтобы агентство создало условия для изучения и распространения такого опыта.
В заключение хочу подчеркнуть, что при всей важности социальных, национальных, конфессиональных сущностей человека и общества Стратегия государственной национальной политики, по идее Владимира Путина, — стратегия на принципах гражданского патриотизма. И важно это учитывать в работе.
Источник: Журнал «Наш дом — Татарстан»