(5 апреля 2015) Насколько актуально появление нового федерального органа, будут ли распространены его функции на региональный и муниципальный уровни журнал рассказал корреспондентам «Наш дом — Татарстан» Рамазан АБДУЛАТИПОВ, Глава Республики Дагестан, Почетный председатель Ассамблеи народов России.
31 марта Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о создании нового государственного органа, который займется выработкой основ национальной политики и разрешением межнациональных конфликтов, — Федерального агентства по делам национальностей. Насколько актуально создание нового агентства? Будут ли распространены его функции на региональный и муниципальный уровни? Указом предусмотрено, что агентство будет проводить мониторинг межконфессиональных отношений. Означает ли это, что новое ведомство займется и вопросами межконфессиональных отношений? Для ответа на эти и другие актуальные вопросы, связанные с работой созданного госоргана, журнал «Наш дом — Татарстан» обратился к ведущим специалистам по теории и практике межнациональных отношений.
Рамазан АБДУЛАТИПОВ, Глава Республики Дагестан, Почетный председатель Ассамблеи народов России:
— Президент Российской Федерации Владимир Путин, начиная с Указа от 7 мая 2012 года, осуществляет последовательные шаги в сфере национальной политики: им был создан Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, разработана и утверждена Стратегия государственной национальной политики, Правительством Российской Федерации реализуется программа по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России. Закономерным итогом этой работы стало создание специального органа исполнительной власти — Федерального агентства по делам национальностей. Таким образом, созданы необходимая научно-методическая и правовая база для успешной работы в сфере национальной политики и структура для организации практической работы в сфере национальных отношений.
Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И вопросы обустройства ее народов, их самочувствия и перспектив развития всегда были коренными и наиболее существенными для нашей страны. Наличие потенциальной межнациональной напряженности и конфликтов в центре и на местах не позволяло в полной мере осуществлять защиту прав и свобод россиян на всей территории Российской Федерации. А это снижало уровень легитимности власти, способствовало подрыву веры в нее людей. Ведь Россия — это не только федерация территорий, но и федерация самобытных народов, этносов, которые столетиями обустраиваются в российском государстве вместе с русским народом. Общую судьбу, общую историю, схожесть духовной культуры и многих жизненных ориентаций наших народов нельзя ставить под сомнение. При этом надо учитывать всю сложность развития процесса формирования как наций-этносов, так и нации-государства на современном этапе российского общества. Поэтому в новых исторических условиях важно было понять характер, содержание национального вопроса, а значит, и особенности национальной политики.
Статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» показывает, что Россия — уникальная страна с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. И глубоко проанализировав этот опыт, лидер страны указал пути использования наших традиций и достижений. Следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая дух народа в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самобытное развитие и единство, объединяя усилия в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это требует постоянного и конструктивного диалога между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.
По поручению Президента Российской Федерации Совет по национальным отношениям разработал Стратегию государственной национальной политики. Для ее реализации была необходима специальная федеральная структура. Проблемы, связанные с реализацией национальной политики в Российской Федерации, в прошлом были сосредоточены в 21 ведомстве — такая распыленность указанных функций не давала должного эффекта. Поэтому трудно переоценить роль и значение Указа Президента России В.В. Путина «О Федеральном агентстве по делам национальностей», подписанного им в марте текущего года.
Отвечая на вопрос о том, будут ли распространены функции агентства на региональный и муниципальный уровни, скажу, что на указанных уровнях функции агентства будут реализовываться в плане оказания серьезной, научно обоснованной методической помощи и координации усилий органов власти и местного самоуправления по реализации национальной политики, в том числе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Об этом ясно сказано в положении о Федеральном агентстве по делам национальностей. Важную работу предстоит выполнить агентству по разработке объективных критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике национального и религиозного экстремизма. Не менее важной будет деятельность агентства по оказанию методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечении межнационального согласия, поскольку каждый субъект России имеет свою специфику проведения национальной политики. В Дагестане мы давно убеждены в том, что на дружбе народов держится мир и республика как часть великой российской державы держится на дружбе народов и единстве России. Это наша политика, наша культура.
Большой опыт накоплен и Республикой Татарстан. Председатель Госсовета РТ, руководитель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин познакомил нас с огромной работой Дома дружбы народов Татарстана, когда в последний раз мы были в Казани. Празднуя 70-летие Великой Победы, мы убеждаемся, что именно дружба и единство советского народа были важными факторами нашей общей победы над врагом. И сегодня мы должны действовать как единая нация, сплотившись вокруг своего национального лидера Владимира Путина во имя общих побед, во имя достоинства, благополучия и перспектив нашего Отечества, граждан Российской Федерации всех национальностей.
Указом предусмотрен мониторинг Агентства межконфессиональных отношений. Многие задаются вопросом, означает ли это, что агентство будет заниматься вопросами межконфессиональных отношений? Отвечу так: религиозная принадлежность людей в прошлом была важным фактором общественной жизни, такой она остается и в современном мире. От степени конструктивности межконфессионального диалога зависит стабильность в каждом из субъектов России, для которых характерно разнообразие конфессий и этнических групп. Согласие между конфессиями — необходимое условие для сохранения мира и для самого комфортного существования народов России. Исходя из этого, важно, чтобы федеральное агентство отслеживало ситуацию, неустанно проводило мониторинг состояния дел в этой части, разрабатывало меры разумной, исторически обусловленной поддержки гармоничного конфессионального баланса. Многообразие этнонационального и конфессионального бытия народов нашей страны подкрепляется огромным опытом межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традициями соблюдения интересов всех народов России. Необходимо, чтобы агентство создало условия для изучения и распространения такого опыта.
В заключение хочу подчеркнуть, что при всей важности социальных, национальных, конфессиональных сущностей человека и общества Стратегия государственной национальной политики, по идее Владимира Путина, — стратегия на принципах гражданского патриотизма. И важно это учитывать в работе.
Источник: журнал «Наш дом — Татарстан»