(23 января 2017) Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей представили свой новый проект.
Новый проект «Живая коллекция» — это встречи с деятельными и творческими людьми. Первым «экспонатом» в этой «коллекции» стал известный дагестанский художник Габибулла Габибуллаев, который выступил с лекцией о современном Китае.
«Любой музей хранит тысячи ценных экспонатов, но они безмолвны. Среди нас есть люди, чей личный опыт и достижения – это достояние будущих поколений. Музей объединяет в себе и представляет национальное наследие во всех его проявлениях», – так охарактеризовали проект его организаторы.
Наплыв людей, который в этот день наблюдался в Зале Славы музея, где и проходила встреча, скорее был бы уместен на концерте какой-нибудь звезды эстрады. Пришедших было много, работникам ДГОМ то и дело приходилось отправляться на поиски стульев. Кончилось тем, что посетители стали просто выстраиваться вдоль стен, а «хвост» этой шеренги выходил в коридор, забивая вход в помещение. Однако это нисколько не сказалось на выступлении самого лектора. Являя собой образец спокойствия и умиротворенности, которому могли бы позавидовать шаолиньские монахи, Габибулла Габибуллаев рассказывал о Поднебесной и своей жизни в этой стране, в которую он попал благодаря тому, что его работу заметили в Пекине на выставке, посвященной современному русскому реализму.
До этого художник в 1989 году окончил Дагестанское художественное училище у преподавателя Галины Пшеницыной. После службы в армии занимался живописью и работал ювелиром. В 1993 году поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Закончил монументальную мастерскую под руководством профессора Андрея Мыльникова в 1999 году. В 2000 году за дипломную работу получил грант на конкурсе «Музы Петербурга». С 2004 года является членом Союза художников России. С 2006 года преподавал в различных учебных заведениях в КНР: в Пекинской академии искусств, в Академии Китайской традиционной оперы и других.
«Сначала я работал в Пекине в течение двух лет. Потом мы с дядей одной из моих студенток переместились южнее, в провинцию Хэнань. Это очень густонаселенная провинция. В ней проживает население всей России. Из-за высокой плотности населения, плохой экологии у меня появилось желание уехать еще южнее. В итоге я остановился в небольшом китайском городке, который находился на южной границе страны. Это был маленький населенный пункт на берегу моря, с банановыми рощами, со свежим воздухом. Мне это понравилось. Мне это было важно, важно где жить, видеть природу. Последние пять лет я прожил в этом городке», – поведал собравшимся художник.
Основной акцент встречи был сделан на мировоззрение китайцев, их духовный мир. «Половина китайцев считает, что после смерти будет сплошной праздник, другая половина считает, что будет сплошной ужас. Мне, как мусульманину, была непонятна ни та, ни другая точка зрения на загробную жизнь. «Как так? – спрашивал я их. – Если человек все время грешил, его все равно ожидает вечный праздник?». На что мне отвечали: «Хорошие прощают плохих и принимают к себе»».
Слушатели так же узнали от художника, что несмотря на большое количество храмов, их богатое убранство, 90% населения скорее материалистического взгляда на жизнь. Самому же Габибуллаеву в китайских храмах не понравилось.
«Мне было в них некомфортно. Наверное, опять же из-за приверженности мусульманским традициям», – объяснил он.
Под занавес встречи были затронуты вопросы жизненного пути среднестатистического китайца.
«Занятие искусством китайцы не считают серьезным. Для них в приоритете государственная работа, стабильность. Там на место в государственном учреждении конкурс 100 человек на место. Это так называемая “железная чашка риса”. Поэтому если какой-нибудь ребенок хочет выбрать творческую профессию, родители отговаривают его. Мне не нравится, когда люди так подчиняются государству, системе», – сказал Габибуллаев.