(16 июня 2016) Выставка «Дагестан – Страна гор», посвященная Году гор, открылась 14 июня в зале Союза художников республики. В экспозиции представлено более 150 работ: живопись, графика, скульптура, фотография, вышивка и роспись ткани, керамика, авторские куклы и произведения ювелирного искусства. Среди авторов как мэтры дагестанского искусства, так и совсем молодые художники, как профессиональные, так и самодеятельные авторы.
Благо, тема настолько благодатная и поистине неисчерпаемая, допускающая самую вольную трактовку, что каждый нашел в ней что-то свое, и засилья горных пейзажей и других шаблонов удалось избежать. Все-таки Дагестан не только страна гор, но и край свободы. Творческой, в том числе.
Да, пейзажи составили значительную часть живописной части экспозиции, но большинство художников отказались от пленэрно-реалистической манеры изображения действительности, избавив зрителей от необходимости в сотый раз лицезреть слащавые лубочные картинки. Амирбек Амирбеков в своем «Межсезонье» и Елена Гапурова в триптихе «Трансиллюзии» ушли в чистую абстракцию, причем последняя сумела передать не иллюзорное представление о «Дагестане былинном», а именно, что его суть, разложенную на атомы и собранную заново. Да, этого мифического, эпического Дагестана как страны высоких гор и высоких отношений, уже нет даже в наших воспоминаниях и мечтах. И в сюрреалистических полотнах Евгения Голика от него остались лишь туманные воспоминания. А тот, который есть, не так эффектен внешне и не вписывается в наши однозначные представления о плохом и хорошем. И пусть им не так приятно любоваться, но это не лишает его права на нашу любовь. Амирхан Магомедов, вот, влюблен без памяти: от полотна «Бархан Сары-Кум» веет таким чистым восторгом, как от настоящего бархана – зноем. Анна Самарская в восторге от «Водопада Карадахского ущелья» — это чуть ли не единственная картина в экспозиции, воспроизводящая натуру с фотографической натуралистичностью, и это именно тот редкий случай, когда эта натуралистичность оправдана. Ни образ, ни техника, ни цветовое и композиционное решение не характерны для Самарской. Можно поздравить автора с творческим ростом.
Большинство живописцев экспериментировали с импрессионизмом разной степени отвлеченности. Перед нами предстает череда живописных горных склонов, узких сельских улиц, старых строений, маленьких дворов кисти Наримана Дамаданова, Избат Уруджевой, Абдуллы Бамматова, Габибулы Амарова, Магомеда Юсупова и др. Отсюда и небольшой формат произведений, исключая «Аксакала» Асият Арслангреевой. Хотя здесь тоже все работает на«впечатление», просто использованы иные художественные приемы.
Традиционные предметы горского быта с натюрморта «Страна гор» (триптих) Инессы Гимбатовой своей эпичностью и величественностью затмевают самые высокие снеговые вершины. И размеры полотна тут ни при чем. В них – горский дух. Точнее те частицы его эфира, что удалось поймать и поместить в стерильную герметичную музейную среду, чтобы любоваться хотя бы здесь, раз уж в природе почти не осталось такой возможности.
И какие же горы без горцев! А горцы – без горянок! Их много и они разные, включая театрально-сказочных (автор Ирина Миронова) и даже грубовато-наивных (куклы Людмилы Ибрагимовой, керамические рельефы Ислама Шовкринского). В живописных и графических произведениях жители Страны гор изображены в естественной для себя среде, без прикрас, и поэтому прекрасны. Особняком стоит «Кара Карев. Герой двух войн» ЗулкарнаяРабаданова. Он – Герой. И герой настоящий, а не мифический, не литературный (ср. с героем «Ахульго» Андрея Забожанова). Фона и среды ему под стать – не нашлось, да они ему и не нужны, настолько он самодостаточен.
Галина Пшеницына и Хайруллах Курбанов представили на выставку целую галерею камерных портретов жителей Страны Гор, выполненных в лучших традициях русской академической живописи. А «Подруги» Натальи Савельевой (бум., сепия, сангина) – те еще старушки-веселушки с чертиками в глазах. Любая хоть сейчас могла бы стать боевой подругой Героя.
Дагестанская станковая графика последние годы находится на подъеме. На выставке свои работы экспонируют лучшие молодые авторы — выпускники и студенты Графической мастерской ХГФ ДГПУ: Магомед Даудов, Джамиля Шахбанова, Джаннат Юсупова, Заира Мукаилова, Бурлият Атаева и др., а также их педагоги Юсуп Ханмагомедов и Арслангерей Акавов.
Скульптура малых форм представлена работами Магомед-Али Алиева («Всадник», «Семья»). «Кубачинку» Ислама Шовкринского также можно отнести к скульптуре, хотя формально она под это определение не подходит. Суть не в видовом определении, а в том, что образ получился необыкновенно выразительный и притягательный. Эти миндалевидные глаза, полные невыразимой печали, этот высокий лоб, который не лоб вовсе, а чело, эти губы, в которых застыло молчание, эти долгие пальцы – мы видели их много раз: на древнерусских иконах, на росписях эпохи Возрождения, точно такие у микеланджеловской Марии из «Пьеты». А она – наша современница, значит, для Страны Гор еще не все потеряно.